Вторник, 25.09.2018, 05:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск

Инклюзивное образование

      В нашей школе с декабря месяца обучается 1 ребенок с ОВЗ и 3 детей с инвалидностью. В связи с этим началось формирование доступной среды для детей с данным статусом.  Обеспечен доступ в здание организации, для обучающихся с ОВЗ с помощью  пандуса, кнопки вызова охраны, расширенных дверных проемов.  Дети с ОВЗ и инвалиды включаются в общественную жизнь школы, они посещают классные часы, занимаются в кружках, участвуют в конкурсах и других мероприятиях, организованных школой.

Нормативная документация по апробации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 

Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему работы образовательных учреждений РФ

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) 

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Письмо от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий  для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами

Письмо от 16 февраля 2015 года № ВК-333/07 "Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ"

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Приказ  "Об апробации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ" №1812 от 15.06.2015 г 

 

ШКОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

 

Положение о деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации

Положение об организации инклюзивного образования

 

Основные термины, используемые в практике инклюзивного образования

 

В современной России особую важность приобретает проблема безбарьерного доступа к образованию для лиц с ограниченными возможностями здоровья, включения инвалидов всех категорий в систему непрерывного образования. По имеющимся данным ВОЗ 16% российских детей страдают хроническими заболеваниями. Модернизация нормативно-правовой базы образования и социальной защиты инвалидов, укоренение понимания инвалидности (автор Выготский Л.С.) как социальной недостаточности, прямо или косвенно обусловливаемой нарушением здоровья, отказ от постулата необучаемости для некоторых категорий детей и молодежи – это и многое другое создало новую ситуацию в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (специального образования) в России, когда сложившаяся в предыдущий период инфраструктура, сохраняя свои позитивные черты, закономерно подвергается модернизации.

Современный период образования имеет переходный характер. Ожидаемая модель специального образования предположительно должна иметь следующие характеристики:

  • охват образованием всех без исключения детей с особыми образовательными потребностями;
  • свобода выбора форм организации образования, учебного заведения;
  • максимально раннее (с младенческого возраста) выявление и диагностика особых социальных и образовательных потребностей ребенка, семьи, воспитателей;
  • максимальное сокращение разрыва между моментом первичного определения нарушения в развитии ребенка и началом комплексной медико-психолого-педагогической помощи;
  • специализированный образовательный стандарт, определяющий уровень не только образовательных достижений ребенка, но и его достижений в области жизненной компетенции;
  • смещение смыслового центра специального образования в сторону личностного, социально-эмоционального развития, сознательной регуляции поведения в жизни;
  • расширение временных границ специального образования: нижняя граница – первые месяцы жизни, верхняя граница – вся жизнь;
  • расширение пространственных границ специального образования, т.е. целенаправленное обучение ребенка за пределами собственно образовательной организации;
  • обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка и их особая целенаправленная подготовка силами специалистов;
  • новый механизм специального и массового образования: должен состояться переход от двух параллельно существующих систем к единой образовательной системе, где границы между специальным и обычным образованием станут проницаемыми;
  • создание образовательных учреждений комбинированного типа, где дети с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться совместно с нормально развивающимися сверстниками;
  • придание специальным коррекционно-образовательным организациям новых функций – сопровождения интегрированных детей, консультирование их родителей, педагогов массовых школ;
  • подготовка специалистов, принимающих новую систему ценностей – установку на политкорректность, толерантность.

Аббревиатуры, используемые в практике инклюзивного образования

  • ФГОС НОО ОВЗ – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
  • ФГОС О у/о федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  • ООП НОО – основная образовательная программа начального общего образования
  • ОО – общеобразовательная организация

АООП – адаптированная основная общеобразовательная программа (для групп детей с нарушениями в развитии)

  • ПАООП НОО – примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
  • ПАООП – примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
  • СИПР – специальная индивидуальная программа развития
  • ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия
  • ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум
  • ИПРА – индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида
  • НОДА – нарушения опорно-двигательного аппарата
  • РАС – расстройства аутистического спектра
  • ЗПР – задержка психического развития
  • Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обучающиеся, которые прошли ПМПК, получили протокол с рекомендациями, принесли его (или его копию) в образовательную организацию и оставили здесь же (в личном деле, в документах школьного консилиума, у мед. работника и т.д.), при этом в заключении ПМПК (протоколе) должно быть написано «статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) подтвержден».
  • Дети-инвалиды - дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы, подтвержденным соответствующей справкой (розового цвета), выданной бюро медико-социальной экспертизы.
  • Количество детей по нарушениям: считать ТОЛЬКО по протоколам ПМПК или справкам по инвалидности (если протокола нет и если инвалидность присвоена по одному из указанных в таблице нарушений – слух, зрение, НОДА и т.д.), нарушение ребенка прописано в протоколе и ребенка нужно отнести к той группе нарушений, которая у него прописана в том случае, если нарушение и группа пребывания отличаются (например, если у ребенка в протоколе написано нарушение интеллекта, а рекомендовано пребывание в группе для детей с задержкой психического развития, ребенок относится к группе детей с нарушением интеллекта, а не ЗПР).

В случае, если у ребенка есть инвалидность по одной из запрашиваемых групп нарушений, а также протокол ПМПК, первична инвалидность (например, у ребенка инвалидность по нарушению опорно-двигательного аппарата или расстройству аутистического спектра, а ему рекомендовано пребывание в группе для детей с нарушением речи, ребенок относится к детям с НОДА или РАС, а не к детям с тяжелым нарушениям речи).

В случае, если инвалидность дана по нарушению, не указанному в перечне, ребенок считается по той группе нарушений, которая указана в протоколе ПМПК (например, у ребенка инвалидность выдана по заключению психиатра, а в протоколе стоит задержка психического развития, ребенок относится к детям с ЗПР).

  • Ассистент: работник социальной сферы, обеспечивающий физическую помощь ребенку (перенос, одевание, кормление и т.д.), не связанный с педагогической деятельностью.
  • Тьютор: педагогический работник с соответствующим уровнем образования и подготовки, оказывающий ребенку индивидуальную педагогическую помощь.

Рекомендации психолога родителям, имеющим детей -инвалидов:

1.Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Поэтому если вы не хотите, чтобы ваш ребенок рос нервным, издерганным, мрачным, постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.

2.Никогда не жалейте ребѐнка из -за того, что он не такой, как все.

3.Дарите ребѐнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни.

4.Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой", отказываясь от своей личной жизни.

5.Не ограждайте ребѐнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.

6.Предоставьте ребѐнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию

 

7.Следите за своей внешностью и поведением. Ребѐнок должен гордиться вами.

8.Не бойтесь отказать ребѐнку в чѐм-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.

9.Чаще разговаривайте с ребѐнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

10.Не ограничивайте ребѐнка в общении со сверстниками.

11.Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.

12.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка –инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13.Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни.

14.Не изводите себя упрѐками. В этом случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребѐнок, вы не виноваты.

15.Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком –инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут. Постарайтесь научить ребенка быть самим собой –и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как «обыкновенный»

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБУЧЕНИЮ детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение игре

Как правило, дети с недостатками развития не умеют играть. У них не возникает замысла игровой деятельности, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими. Проявить живой интерес к чему-либо, воссоздать несложную жизненную ситуацию они не могут. Ваша задача – научить ребенка играть. Игра важна не только потому, что ребенок интересно проводит свободное время. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления и т.д.), развивается его эмоционально - волевая сфера. Какими бы ни были размеры вашей квартиры, обязательно отведите ребенку специальный уголок, где на коврике расставьте игрушечные мебель, разложите посуду, предметы быта, одежду и т. д. Чтобы привлечь внимание малыша, подберите яркие, красочные предметы. Играя вместе с ним, вы заметите, что у него возникает желание высказаться, проявить чувства. Поддержите его желания и инициативу. Например, медвежонок вывалился из машины –его надо пожалеть, приласкать; лошадка долго скакала –ее необходимо напоить водой, накормить. В течение дня как можно больше времени играйте с ребенком, периодически меняйте игрушки, чтобы поддерживать к ним интерес. Приучайте ребенка бережно относиться к игрушкам, содержать их в порядке, убирать на место. Когда он еще слишком мал, убирайте игрушки сами, а малыш пусть их подает. Со временем ребенок все будет делать сам, но под вашим контролем и руководством. И наконец, когда вы научите его всему необходимому, он справится с заданием самостоятельно. Если ребенок знаком с хозяйственно - бытовым трудом членов семьи, его заинтересует игра «Кому что нужно?». Предложите подобрать картинки с изображением тех предметов, которые потребуются матери для приготовления обеда (продукты, кухонная посуда, мясорубка), отцу в работе по дому (молоток, пила, гвозди), бабушке при вязании (спицы, моток шерсти) и т.д. В игровой форме вам будет проще познакомить ребенка с цветом, формой, величиной предметов, привить навыки пространственной ориентировки. Если вы знакомите малыша с цветом предметов, то попросите его сначала разложить предметы на две группы и объясните значения слов «цвет», «такой же», «разные». Материалом послужат цветные палочки или карандаши: красный – синий, желтый –зеленый, синий – белый и т.д У ребенка может вызвать интерес раскладывание палочек двух цветов в разные стороны. Сначала покажите малышу, как это делается, не забывая одновременно спрашивать, куда положить предмет того или иного цвета. Например, вы показываете ребенку желтую палочку и спрашиваете его: «Где лежит палочка такого же цвета? Куда ее положить?» Ребенок отвечает или чаще всего указывает жестом. Вы кладете желтую палочку рядом с желтыми и поясняете, что они одинаковые. Так раскладываются несколько пар палочек. Далее ребенок, по возможности самостоятельно, показывает, куда надо положить палочки. Помните, что занятия по ознакомлению с цветом следует проводить при естественном освещении. Пособия размещайте на белом фоне. Если вы используете карандаши, то лучше, чтобы они были незаточенными. Желательно, чтобы ребенок научился группировать карандаши (палочки) двух цветов. Если малыш не может выполнить задание, то вместе с ним раскладывайте карандаши и палочки. Как правило, дети с недостатками развития неуклюжи, поэтому в режиме дня отведите определенное время подвижным играм. Приучайте ребенка лазать, бегать, ходить по выложенным на полу из веревок квадрату, кругу, различным линиям. Такие занятия помогут координации движений, восстановят нормальную походку. Научите малыша бросать мяч, доставать различные вещи, находящиеся в труднодоступных местах (встать на стул и достать со шкафа куклу). Постепенно, по мере развития ребенка, игры усложняйте, увеличивая расстояния пробега, число играющих.Ребенок с ограниченными возможностями, как и любой другой, нуждается в контактах со сверстниками. Если в семье есть еще дети, это, как правило, благоприятно отражается на малыше, он легче общается с окружающими. Если у него братьев и сестер нет, то он нередко лишается детского общества. В этом случае познакомьте сына или дочь со здоровым ребенком младшего возраста и постарайтесь организовать их совместную игру. Старайтесь вовлечь егов игру с другими детьми.

 

2.Учим детей самостоятельности

Хотите ли вы выработать у своего ребенка жизненно необходимые умения и навыки? «Что за странный вопрос?» –ответите вы. Какие родители не желают видеть своего ребенка самостоятельным? Вас, вероятно, неоднократно тревожила мысль –что для этого нужно сделать и как. На это есть ответ: обучение детей с ограниченными возможностями должно строиться таким образом, чтобы они могли преодолевать определенные трудности, умели справляться с ними. И тут встает еще один вопрос: «Что же делает обучение правильным?» Вы скажете, что обучение требует терпения. Но кроме терпения необходимы специальные знания. Ребенок учится лишь у тех, кого любит, кому доверяет, кого не боится. А это значит, что именно вы, родители, являетесь его самыми лучшими учителями. Так, например, со счетными операциями дети знакомятся на уроках счета, дома вы закрепляете это на примерах окружающей действительности Задавая такие вопросы как: «Сколько в вашем дворе растет берез, елей, рябин? Сколько окон на одном этаже? Сколько кроватей, одеял, подушек в спальне? Сколько пуговиц на халате у мамы, на рубашке у сестры?» и т.д. Убирая овощи с огорода, можно провести следующую работу. Например, предложить сравнить морковь по высоте, ширине, толщине, найти самую короткую (длинную), узкую (широкую). Можно придумать с ребенком загадку про морковь: растет в огороде красная, длинная, можно есть сырой и вареной. Можно попробовать вылепить из пластилина морковь для зайчика, затем вместе приготовить салат из моркови, заодно обучая ребенка пользоваться теркой. Дети должны жить заботами своего дома, вместе с вами устранять непорядок в одежде, пришивать пуговицы, вешалки, штопать дырочки. Необходимо доступно показать и объяснить, как правильно пришивать пуговицу. Сначала надо учить пришивать пуговицу с двумя дырочками. Для этого потребуется цветная пуговица (закрепленный цвет) с двумя дырочками, полоска из плотного полиэтилена, иголка, нитки, ножницы. Предложите ребенку сделать цветные дорожки. Обратите внимание на то, что с иголкой нужно обращаться осторожно. Дети должны знать, что нельзя брать иголку в рот, не оставлять иголку в изделии и что хранить иголки нужно в специальной игольнице. После того, как ребенок научится пришивать пуговицы, предложите ему посмотреть одежду всех членов семьи, если нет пуговиц, то пришить недостающие. Обучая детей стирке мелких вещей(чулок, носок, носовых платков), нужно обращать внимание на рассортировку вещей по цвету, чтобы не окрашивалась одна вещь от другой. Развешивание белья после стирки может стать поводом для игры в разглядывание -посмотреть на различие в форме, цвете одежды, фактуре и качестве ткани. У детей дома должны быть постоянные обязанности по уходу за внешним видом, помещением. Умываться и чистить зубы по утрам, приводить волосы в порядок и застилать постель, уметь делать влажную уборку и пылесосить – это достигается путем многократного повторения каждого действия вместе с взрослыми, а затем с помощью вербальных инструкций. Гуляя по улице, обратите внимание ребенка на ее проезжую часть, тротуар. Ребята должны уметь определять по внешним признакам назначение здания (жилой дом, школа, аптека, больница, завод и т.д.), читать, по возможности, название улиц, называть номера домов. Особое внимание следует уделить мерам безопасности. Например, ребята вырезают из старых книг изображение различных видов одежды (можно дорисовать) персонажам в соответствии со временем года. Это поможет детям одеваться по сезону, чтобы не простудиться. При этом необходимо наглядно показывать действия с колющими и режущими предметами. Необходимо научить ребенка вести диалог по телефону, сначала игрушечному, с номерами «01», «02», «03». Для закрепления и тренировки культуры поведения предложите ребенку следующие упражнения:

-покажи, как сидеть на стуле, кресле, диване во время разговора дома и в гостях;

-уступи место в автобусе;

-помоги маме (бабушке) донести покупку;

-вежливо купи билеты в кассе;

-спроси у незнакомого человека, сколько времени;

-что ты сделаешь, если кто -то рядом с тобой что-то уронил;

-как спускаться, или подниматься по лестнице;

-пропусти в дверях старшего;

- куда деть фантик от конфеты на улице. Предоставляйте ребенку возможность делать самому все, что он может сделать, ставьте его в ситуацию, когда он должен приложить волевое усилие, проявить волевые качества Рекомендации психолога родителям, воспитывающим детей -инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бымаксимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители –основные участники психолого - педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества. Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество. Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее. Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность. Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности. Физические недостатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг -звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков». Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из -за своего дефекта, сколько из -за несвоевременного формирования личностного развития. Задача родителей (да и специалистов) состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития и формирования личности детей –инвалидов.

Памятка "Советы родителям детей с ОВЗ"

1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу, психиатру или психологу) "клеймом на всю жизнь", не настраивайтесь негативно, если такую консультаци

Полезные ссылки
Полезные ссылки
Полезные ссылки
Полезные ссылки
Полезные ссылки
Полезные ссылки
Полезные ссылки